Работа с надзорными органами: как пережить проверку с минимальными «потерями»

 

  Рано   или   поздно    любому   предприятию  и  организации не зависимо от объемов производства и размеров приходится сталкиваться с необходимостью встречи с контролирующими органами, будь то налоговая инспекция, трудовая инспекция, пенсионный фонд, санитарно-эпидемиологический надзор или органы экологического надзора. В этой статье пойдет речь о работе с органами экологического контроля (надзора). 

  К ним относятся органы Росприроднадзора (Управление Росприроднадзора по Приморскому краю), соответствующие ведомства субъектов РФ (Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края), среди проверяющих могут быть и органы прокуратуры.

  

  Список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Приморского края подлежащих федеральному государственному экологическому контролю утвержден приказом Минприроды России № 492 от 10.11.2010. Если ваша компания присутствует в этом списке, то готовьтесь к встрече с территориальными органами Росприроднадзора.

  Попасть в план проверок соблюдения экологического законодательства может любой хозяйствующий субъект. Как и в случае с другими контролерами, проверки экологов можно разделить на плановые и внеплановые.

Плановые проверки

  Начнем с того, что ежегодно прокуратура Приморского края публикует сводный план проверок органов контроля (надзора) на территории Приморского края. Вы можете ознакомиться с ним на сайте прокуратуры Приморского края (http://prosecutor.ru/plan/).

  Публикуется план в январе-феврале планового года. В нем указывается перечень предприятий, которые планируется проверить в наступающем году. О предстоящей плановой проверке инспекторы предупреждают не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения проверки.

  Обратите внимание: плановую проверку одной и той же организации органы экологического контроля могут проводить не чаще одного раза в три года в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Внеплановые (оперативные) проверки

   Такие проверки случаются также довольно часто. Причинами визита экологов в такой ситуации могут быть:

  • оперативная информация, полученная от других контролирующих или открытых источников (например, из СМИ);
  • информация, поступающая от местных органов экологического контроля;

   Так, любой человек может обратиться в экологическую инспекцию и сообщить, что та или иная организация не соблюдает правила экологической безопасности. На такие сообщения инспекторы обязаны отреагировать: провести проверку и доложить о ее результатах как заявителю, так и руководителю проверяющего органа.

  • жалобы и заявления, поступающие от граждан.

    Срок проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В исключительных случаях допускается продление срока проверки. Требования к срокам проведения проверок установлено ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Однако на практике подобная проверка, как правило, длится значительно меньше.

 К вам пришел инспектор: на что обратить внимание и как себя вести

1. Придя в организацию, инспектор обязан предъявить свое служебное удостоверение и распоряжение (приказ) о проведении проверки, подписанное начальником проверяющего органа. Если эти документы вам не предъявили, инспектора вы вправе не впустить.

2. Убедитесь в достоверности распоряжения (приказа) и служебного удостоверения. Для этого вы можете связаться с контролирующим  органом, указанным    в   удостоверении,  и 

проверить факт наличия на службе предъявителя данного удостоверения. Необходимо помнить, что, согласно ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001№ 134-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в проведении проверки могут участвовать только те уполномоченные лица, которые указаны в распоряжении (приказе). Другим лицам вы имеете полное право гостеприимства не оказывать. 

3. Обратите внимание: в распоряжении должны быть указаны название проверяемой организации учреждения и дата проведения проверки. Если что-то не совпадает, руководитель вправе отказать в проведении проверки. Причем не важно, плановая это проверка или внеплановая.

4. Все проверки деятельности предпринимателя осуществляются, как правило, в светлое время суток во время рабочего дня, при обязательном присутствии ответственных работников. Необходимо помнить, сотрудники контролирующих органов «гостят» у вас строго определенное время, указанное в распоряжении (приказе) о приведении мероприятия. Убедитесь, что дата начала мероприятия по контролю совпадает с фактической датой прибытия к вам «гостей». В случае, если инспектор «погостит» у вас дольше строго ограниченного времени, указанного в распоряжении (приказе), вы можете опротестовать результаты проверки.

5. Осуществление контактов с представителями ряда контролирующих органов целесообразно вести при включенном диктофоне, о наличии которого вы должны предупредить собеседника, и дальнейшую запись проводить с его согласия. Надо аргументировано объяснить необходимость такой записи. В подавляющем большинстве случаев беседа при включенном диктофоне проходит по выгодному для вас сценарию. Нет нужды объяснять, что эта рекомендация справедлива в отношении предпринимателя, не сделавшего нарушения по компетенции того органа государственного контроля (надзора), от имени которого действует данное должностное лицо. В противном случае ждите проверки с пристрастием.

6. Обеспечьте доступ инспектора исключительно к той документации, которая связана с целями, задачами и предметом проводимого мероприятия по контролю. Напоминаем вам, что указанные сведения должны быть в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю. Отсутствие этих сведений сделает проводимую проверку незаконной и впоследствии позволит вам оспорить результаты проверки в суде.

7. Не допускайте неформального общения с представителями контролирующих органов сотрудников вашей фирмы. Лица, которые будут привлечены в ходе проверки, должны давать ответы только на поставленные вопросы, избегая самооценок и собственных выводов. Если вам предлагают дать объяснение, то во многих случаях лучше вежливо отказаться, сославшись на недостаточное знание законов.

Что в обязательном порядке запрашивают органы экологического надзора при проведении проверки на соответствии природоохранным требованиям

В соответствии с законодательством обязательно необходимо иметь:

1. Паспорта опасного отхода (ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

2. Расчеты платы за негативное воздействие, платежки за 3 предшествующих года (ст. 16 ФЗ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

3. Порядок производственного контроля в области обращения с отходами (ст. 26 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»);

4. Свидетельства о прохождении обучения лиц, допущенных к обращению с опасными отходами (ст. 15 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»), сюда же можно отнести обучение руководителей предприятия на курсах повышения квалификации по экологической безопасности (ст. 73 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»);

5. Журнал учета в области обращения с отходами (Приказ МПР РФ от 1 сентября 2011 г. № 721);

6. Для малых и средних предприятия: отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (Приказ МПР РФ от 6 февраля 2008 г. № 30);

7. Для всех остальных: лимиты на размещение отходов и ежегодные технические отчеты об их продлении (ст. 11 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

  В случае если у предприятия есть источники выбросов в атмосферный воздух или источники сброса в водный объект, то инспекторы могут запросить утвержденные нормативы и разрешения на данные виды негативного воздействия, а также комплекс сопровождающей природоохранной документации. Кроме того, в зависимости от видов негативного воздействия могут быть запрошены различные формы статистической отчетности (2-ТП (воздух, водхоз, отходы)), результаты лабораторных анализов сточных вод, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и другие документы.

Что грозит организации, если в ее работе будут обнаружены нарушения

  Сразу  скажем,  что   за  несоблюдение экологических требований штрафы немаленькие. Размер штрафа за административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования регламентируется главой 8 КоАП РФ. Среди наиболее распространенных:

  Статья 8.1. Несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч

рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

  Статья 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потреб ления или иными опасными веществами: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  Статья 8.5. Сокрытие или искажение экологической информации: влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

 

 

Оформление результатов проверки

  По результатам проверки инспектор составляет акт. Один экземпляр акта остается у вас, второй инспектор забирает себе. Кроме того, инспектор должен сделать отметку в журнале проверок. Такой журнал должен быть в каждой организации (на основании Федерального закона от 08.08.2001№ 134-ФЗ). Инспектор отмечает причину и результат проверки, свои данные (Ф.И.О.), ставит подпись и штамп.

  Если инспектор найдет у вас какие-либо нарушения, он выносит предписание об их устранении. У этого документа есть определенные реквизиты: номер, дата составления, кому выдано  (как  правило,  на  имя  руководителя),   что   именно


выдано (как правило, на имя руководителя), что именно нарушено (со ссылкой на закон) и в какой срок эти нарушения необходимо устранить. Этот срок дол жен быть реальным.

  Как уже было отмечено выше, по результатам выявленных нарушений проверяющие могут предъявить штраф как юридическому лицу, так и его должностным лицам. Однако имейте в виду: чтобы предъявить штраф, инспектор должен составить соответствующий протокол - протокол об административном правонарушении. Кроме того, по закону инспектор не вправе назначить штраф, если со дня нарушения прошло более двух месяцев.

  Руководитель    проверяемой    организации   должен  ознакомиться  с актом,  протоколом и предписанием и расписаться в каждом из этих документов.

 

Что делать, если вы не согласны с решением инспектора?

  В этом случае в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления по делу об административном правонарушении вы может обратиться с жалобой на решение экологического инспектора. Жалобу можно подать либо руководителю вышестоящего органа, либо в суд. При этом рекомендуется обращаться именно в суд. Если же решение не было отменено ни одним из указанных органов, организация  обязана заплатить штраф в течение 30 дней.

  Имейте в виду: если вы не заплатите штраф добровольно, инспектор в праве направить постановление в банк, чтобы взыскать штраф из денежных средств организации с ее расчетного счета - ведь постановление - это исполнительный документ. Если же на счетах фирмы нет денег, постановление направляется приставу-исполнителю, чтобы тот взыскал штраф за счет имущества нарушителя.


Мария Лесная

 

 

  Определить к какому уровню контроля (федеральному либо региональному) относится Ваше предприятие можно самостоятельно. В соответствии с Приказом Минприроды России от 10.11.2010 № 492 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Приморского края, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» установлен конкретный перечень предприятий, подлежащих федеральному уровню контроля. Проверка таких предприятий будет производиться представителями Управления Росприроднадзора по Приморскому краю.

  Если же ваше предприятие не входит в список объектов, установленных приказом, тогда предприятие является объектом регионального контроля органами администрации края – Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края.

 

Памятка для природопользователей: полезно знать!

  Расчет платы производится за размещение (хранение и захоронение на полигонах) отходов. Если Вы сдаете отходы для использования, обезвреживания и утилизации (как правило к таким отходам относятся ртутные лампы, автопокрышки, металлолом, автомобильные масла и др.), Вы также указываете данные об этих отходах в расчете платы (использованы, обезврежены и др.), но столбцы, в которых указываются суммы платы, не заполняете и плату за них не производите. Это возможно лишь в случае, если в договоре на вывоз таких отходов прописано, что отходы будут утилизированы, обезврежены или использованы. Желательно чтобы в договоре было прописано, что вместе с отходом переходит и право собственности на него.

•  Расчет платы за размещение отходов необходимо производить по реальному количеству отходов (по актам), а не по Лимитам, которые рассчитаны с учетом максимального образования отходов. Это правильно и гораздо выгоднее, потому что Вы платите за фактически размещенные вами отходы.

•  Если Вы относитесь к субъектам малого или среднего бизнеса, то Вы можете не разрабатывать ПНООЛР (проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение), достаточно ежегодно до 15 января сдавать отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов. При расчете платы за негативное воздействие 5-ти кратный увеличивающий коэффициент применяется для Вас лишь в случае не предоставления отчетности в установленные сроки.

 

Источник: Экологическая газета "Свежий ветер". –2013-2014. – Вып. 35. – С. 8-9.